Размер шрифта:
A A A
Цвета сайта:
Ц Ц Ц
Изображения:
Закрыть панель

Когда ювелира Израиля Рухомовского попросили сделать копию золотой тиары царя Сайтаферна, он прочитал пару книжек и сдал заказ в срок, получив 1800 рублей. Лишь через 10 лет он узнал, что стал «ювелиром всех времен и народов» – все это время Лувр, отдавший за шедевр 50 тысяч рублей, уверял посетителей, что перед ними оригинал. Разоблачение пошло Рухомовскому на пользу – он уехал в Париж и создал десятки уникальных предметов иудаики для барона Ротшильда. 

За сохранение поддельных ценностей в Лувре отвечает целый отдел. По сей день там хранится знаменитая золотая тиара Сайтаферна – одна из самых выдающихся подделок второй половины XIX века, выполненная никому не известным тогда талантливым ювелиром из Мозыря Израилем Рухомовским. Он работал по заказу одесских торговцев поддельными ценностями братьев Гохманов и даже не подозревал, что окажется знаменитостью. 



Представить подделку какой-нибудь пусть даже самой незначительной культурной ценности, предъявить её будущему покупателю – задача совсем не простая для жуликов. А рынок подделок во второй половине XIX века в районе Херсона и Одессы был столь велик, что мистификаторам приходилось работать чуть ли не на износ. На подходах к древней Ольвии в доме крестьянина в деревне Парутино работала целая мастерская. Каждое изделие готовили к продаже тщательно, подложные кувшины после вылепки разбивали, а затем склеивали, медные и золотые «находки» перед продажей хранили в таких местах, где они покрывались окисью. К ценности прилагалась легенда, иногда и внушительный бэкграунд. 



Из парутинских же крестьян была некая Анюта, что частенько возила раритеты на продажу – она подробно излагала покупателю обстоятельства находки: где нашли, как, кто вёл раскопки. Подделки выкладывались перед взором покупателя вперемешку с подлинными находками. С именами известных археологов, бороздивших тогда курганы Северного Причерноморья, проблем не было, о них трубили все газеты. Среди археологов, в свою очередь, не все были чисты на руку, но основная их часть к производству фальшивок отношения все-таки не имела. Но это неважно – жуликам было на кого сослаться, предлагая современные, но хорошо состаренные работы херсонских, очаковских и одесских ювелиров. При наличии запроса со стороны покупателя мошенники могли разыграть целую постановку, в ходе которой любитель древностей сам обнаруживал «ольвийский клад», прикопанный организаторами мероприятия заблаговременно. 

Жизнь кипела, словом. Настолько, что историки и археологическое общество ближе к концу XIX века забили тревогу: качество подделок становилось выше день ото дня. Изделия неизвестных причерноморских мастеров стали попадать в коллекции музеев Кракова, Франкфурта-на-Майне и Парижа. Власти ничего не делали с производителями и никак не гоняли жуликов. Да и не могли: рядовой жандарм вряд ли отличил бы, например, «сазоновские монеты», изделия, производимые на мануфактуре бывшего ротмистра Сазонова и широко гулявшие по южным блошиным рынкам, от ольвийских золотых и серебряных. Начальник полиции был точно так же несведущ, а у покупателя горели глаза. Фабриковались «этрусские» расписные вазы и терракотовые статуэтки, мастера изрядно поднаторели в подделке греческих надписей – этому посвящена отдельная подборка научных трудов того времени. Лучше всего шли золотые подделки. 

Не видя иного способа защиты исторических ценностей и авторитета музейных собраний, археологи стали публиковать образовательные статьи, рассматривающие различные способы подделки античной эпиграфики, росписи ваз, фальсификации в серебре и мраморе, подделки керамики. Это не могло остановить производство поддельных ценностей, но было способно повлиять на качество оценки и подход к выбору среди покупателей. Благодаря опубликованным статьям впоследствии стали известны имена некоторых авторов самых скандальных подделок. 

Но в 1896 году в прессе появились сообщения, что парижский Лувр приобрёл для своей коллекции выдающуюся находку с юга России – тиару скифского царя Сайтаферна (или Сайтафарна). О самом царе было известно немного. Примерно в третьем веке до нашей эры Ольвия была скифской данницей, Сайтаферн упоминается в декрете тех времён в качестве одного из прибывших требователей даров. В числе остальных подарков жители Ольвии якобы преподнесли ему восемнадцатисантиметровую золотую тиару из нескольких фризов. На нижнем были изображены сценки из жизни скифов, а на среднем красовались мифы из «Илиады», фризы были разделены изображением городской стены. Также на тиаре имелась надпись на греческом: «Царя великого и непобедимого Сайтаферна. Совет и народ ольвиополитов». Тиара была изумительно тонко выполнена и рекомендовала сама себя. По мнению многих экспертов, в надписи были соблюдены традиции греческой эпиграфики, а шрифт во всех деталях совпадал с тем, которым был написан вышеуказанный декрет. 

Прежде чем предложить тиару Лувру, известный торговец археологическими ценностями и их подделками Шепсель Гохман в составе прочих драгоценных находок пытался привезти тиару в Лондонский музей, но британцы, зная репутацию этого торговца с юга России, даже не стали встречаться с ним. Предложением заинтересовался Венский музей, его эксперты в подлинности произведения не сомневались, но Гохман просил за тиару слишком много, и музею не удалось собрать нужную сумму. Через доверенных антикваров он предложил тиару Лувру с условием, что посредники попросят 30 тысяч франков. Перед вынесением окончательного решения тиару посмотрели лучшие эксперты по древностям, сотрудничавшие тогда с музеем. Среди них были известный археолог Соломон Рейнак вместе со своим братом Теодором, тоже археологом, а также французские исследователи Поль-Франсуа Фукар и Морис Олло. Ни у кого её подлинность не вызвала сомнений. Чем больше подтверждений в подлинности тиары получали торговцы, тем выше они задирали цену, парижский Лувр купил её в итоге за 200 тысяч франков – по тем временам баснословная сумма. 

Как только в прессе появились убедительные доказательства и описания античного произведения, купленного Лувром, российские эксперты стали высказывать сомнения в подлинности шедевра, памятуя о славе южнорусских умельцев. Подобные находки так или иначе проходили через руки очаковских и одесских коммерсантов, и произведение такого уровня не могло бы остаться незамеченным, но те ничего о тиаре не слышали. Русских археологов и исследователей во Франции слушать не стали, но в скандал вмешался немецкий археолог, историк античного искусства Адольф Фуртвенглер – к его мнению в Европе было принято прислушиваться. И скандал завязался. 

Пресса с большим удовольствием публиковала очередные цитаты из экспертных перепалок, разогревая интерес вокруг тиары. За пределами Франции тиара тоже давала о себе знать. Антиквары Шиманский и Фогель в начале 1897 года попали под суд в Вене по заявлению Шепселя Гохмана, от которого они скрыли часть дохода от продажи тиары. На самого Гохмана в Одессе тоже было заведено судебное разбирательство – один из кишинёвских коллекционеров обвинял его в продаже поддельных ценностей. Для экспертной оценки суд пригласил Эрнста Штерна, директора музея Одесского общества истории и древностей, а тот в представленных работах увидел известную ему, но неизвестную широкой общественности руку скромного умельца Израиля Рухомовского, ювелира из Мозыря, с которым он познакомился в Одессе. Но шумиха никакой ясности в ситуацию не внесла. 

Почти через десять лет на авторство тиары нашёлся самозванец – им оказался художник с Монмартра, некий Элина, и он в тот момент находился под судом как раз за подделку античных ценностей. Он отрицал предъявленные ему обвинения, но зачем-то сознался в подделке тиары Сайтаферна, которая не проходила по следствию и которую он в зале суда почему-то назвал «короной Семирамиды». Газеты были довольны нарастающим комом откровений о тиаре, Лувр тоже не жаловался: музей за время обновлённого скандала посетило более 30 тысяч парижан. 



И тут газета «Матэп» публикует письмо, а затем и интервью одного парижского ювелира, который заявлял, что автором тиары Сайтаферна является его давний друг из России, уже названный выше ювелир Израиль Рухомовский. «Фигаро» делает запрос и получает из Одессы ответ в виде телеграммы, который тут же публикует: «Гравер Израиль Рухомовский, проживающий в Одессе, Успенская улица, 36, категорически заявляет, что он является автором тиары, изготовленной им в 1896 г. по заказу лица, прибывшего из Керчи». Более того, становится известно, что Рухомовский уже дал по этому поводу показания русской полиции в Одессе и готов приехать в Париж, если ему оплатят стоимость дорожных расходов. И Лувр готов их оплатить. 

Ювелир из маленького белорусского Мозыря, никому не известный самородок, кроме того гравёр и чеканщик. Он никогда не учился живописи, не изучал историю античных искусств, в своё время пытался поступить в Киеве на обучение в гравёрную мастерскую, но выяснилось, что там ему уже нечему учиться. Рухомовский не был намеренным мошенником. В 1892 году, после пожара в Мозыре, он перебрался в Одессу, и тут его талант нашёл солидных заказчиков среди владельцев ювелирных магазинов и тех же братьев Гохманов. Приступая к изготовлению тиары, он и представить себе не мог, чем это обернётся. Когда клиент заказывал её, он сказал, что готовит подарок одному известному харьковскому профессору. Позже, когда скандал кипел вовсю, одним из аргументов сторонников подлинности тиары было убеждение, что ни в России, ни в Европе нет мастера столь высокого художественного уровня и античного чутья, кто смог бы подделать такую искусную работу. 

Тогда для доказательства своего авторства Рухомовский привёз четыре фотографических снимка, которые были сделаны в день передачи работы Гохману, эскизы, сделанные для памяти, и указал на литературу, послужившую источником вдохновения и ошибок, благодаря которым тиару удалось разоблачить. Кроме того, Рухомовский предложил по тем же литературным источникам изготовить ещё несколько вещиц в доказательство своего мастерства, что и было сделано. Развенчание тиары стало концом массового производства золотых ольвийских подделок. Шепсель Гохман от дел отошёл, но его младший брат вплотную занялся подделкой серебряных ценностей, ведь рынок фальшивок живуч, притягателен и восполняем. В 1962 году Лувр купил ещё один «античный памятник». На сей раз им оказался серебряный ритон в форме кабаньей головы. Ну, а Рухомовский уехал с женой и детьми в Париж, где создал множество уникальных ювелирных произведений, в том числе саркофаг с миниатюрным золотым скелетиком с 167 костями и десятки предметов иудаики для барона Ротшильда.

Ровно 120 лет назад, 1 апреля 1896 года, парижский Лувр за огромные по тем временам деньги — 200 тысяч франков — купил скифскую тиару, которая оказалась искусной подделкой, выполненной одесским ювелиром Первого апреля 1896 года Европу облетела сенсация: один из самых известных художественных музеев мира Лувр за огромные для того времени деньги — 200 тысяч франков — приобрел золотую тиару. Этот драгоценный головной убор правившего в третьем веке до нашей эры скифского царя Сайтоферна якобы случайно был найден на юге Российской империи. Скифской тиарой восхищались не только археологи и искусствоведы. Толпы людей стремились в Лувр увидеть небывалую находку. “Чудо ювелирного искусства древности”, как называли тиару царя Сайтоферна специалисты, была выполнена одесским мастером Рухомовским Как выяснилось позже, сенсации предшествовал ряд событий. В феврале 1896 года директорат Венского императорского музея (тогда Вена была столицей Австро-Венгерской империи) в лице крупных ученых, знатоков античности — профессоров Бруно Бухера и Гуго Лейшинга, приняли посетителя, на визитной карточке которого значилось: «Г-н Гохман, негоциант из Очакова. Колониальные товары и антикварные предметы». Западные искусствоведы, естественно, знать не знали о том, что братья Гохманы торговали всем, что давало возможность заработать: от фиников, риса, чая и перца до античных реликвий. — Шепсель Гохман был опытным жуликом и хорошим психологом, — рассказывал в свое время автору этих строк ныне покойный Виктор Фельдман — исследователь старины, бывший старший библиограф научной библиотеки Одесского национального университета имени Мечникова. — Из потрепанного кожаного саквояжа Гохман извлек и положил на стол перед членами директората золотые фибулы (пряжки, скреплявшие одеяния на плечах древних греков) и серьги работы древнегреческих мастеров. Дав полюбоваться этими редкостями и психологически подготовив партнеров, он вынул какой-то предмет, завернутый в шерстяные тряпки и, развернув, торжественно объявил: «Тиара скифского царя Сайтоферна». Австрийские ученые были потрясены. Вот запись их рассказа: «На столе, излучая мягкое матовое сияние золота, стояла древняя чеканная тиара изумительной работы и превосходной сохранности. Только в одном месте виднелась небольшая вмятина, словно от меча, но украшения вокруг почти не были повреждены. Тиара представляла собой куполообразный парадный шлем-корону, чеканенный целиком из тонкой золотой полосы…» Художественное исполнение этого необычного шлема поражало. Купол высотой 17 и диаметром 18 сантиметров весом 460 граммов был разделен чеканкой-орнаментом на горизонтальные пояса. На главном — сцены из «Илиады» и «Одиссеи». Второй пояс-фриз запечатлел скифского царя, который охотится на крылатого зверя. Изящные фигурки скифских воинов искусно сочетались с изображениями быков, лошадей, овец. Верхняя часть тиары состояла из ажурных чеканных орнаментов и заканчивалась чешуйчатой змеей, кольцами венчавшей верхушку и поднявшей голову. Между вторым и третьим поясом по кругу шла надпись на древнегреческом языке: «Царя великого и непобедимого Сайтоферна. Совет и народ ольвиополитов». Отсюда следовало, что золотую «шапку» подарили знатному скифу жители города Ольвия. Первый вопрос, который задали восхищенные директора венского музея, был: «Герр Гохман, откуда у вас эта корона?» Гохман ответил: «Чудес на свете не бывает, хотя эта корона — чудо. Прошлым летом ученые люди вели раскопки в Ольвии и неподалеку от нее раскопали скифскую мoгилу, где был пoхoронен Сайтоферн с женой. Оттуда тиара и другие украшения, которые достались мне за очень большие деньги. Ведь надо, чтобы раз в жизни повезло бедному коммерсанту». Дирекция музея пригласила крупнейших специалистов по археологии и античному искусству Вены, и они единогласно подтвердили античное происхождение тиары, высокую художественную ценность и главное — ее безусловную древность. Однако цена, которую запросил коммерсант, была фантастической — 200 тысяч франков! Таких денег в императорском музее не было, а получить сумму в несколько приемов Гохман отказался. Завернув свое сокровище, он уехал из Вены и в марте того же года объявился в Париже. Здесь встретился с владельцем антикварной лавки Антоном Фогелем и маклером Шиманским. С ними Гохман нашел общий язык, заключив тайный коммерческий договор. После продажи тиары за 200 тысяч франков братьям Гохманам причитались 86 тысяч, а их «компаньонам» — 40 и 74 тысячи соответственно. Именно они, Шиманский и Фогель, отправились в Лувр, где состоялась их встреча с директором департамента изящных искусств Лувра Кампфеном и руководителем отдела античного искусства Эроном де Вильфосом. Когда солидные ученые мужи увидели шлем, их восторгу не было предела. Но сумму 200 тысяч франков можно было запросить лишь во французском парламенте, а это дело долгое. Руководству Лувра ничего не оставалось, как напрямую обратиться к меценатам. Те согласились одолжить необходимую сумму дирекции Лувра с условием, что после решения парламента деньги им вернут. И… неслыханное дело: парламент «задним числом» оформил ассигнования, тиара заняла почетное место в постоянной экспозиции зала античного искусства Лувра. Как отмечали современники, в Париже отныне было уже две достопримечательности: Эйфелева башня и золотая тиара Сайтоферна. А семь лет спустя, в 1903 году, разразился скандал. Французские газеты опубликовали интервью художника Элина Майенса с Монмартра, который утверждал, что он автор тиары. Во всех кабаре Парижа стали петь куплеты об ученых, севших в галошу, и депутатах парламента, ассигновавших деньги жуликaм. Точку в этой истории поставил одесский ювелир Лившиц, письмо которого 13 марта 1903 года опубликовала парижская газета Matin. Обращаясь к автору публикации, утверждавшему, что тиару сделал он, одессит писал: «Милостивый государь, я прочел вашу статью о тиаре Сайтоферна и решаюсь писать вам в целях восстановления истины. Я могу вас уверить, что тиара была сработана моим другом Рухомовским. Я жил в Одессе в 1895 году и до мая 1896 года. Я часто навещал моего друга и видел много раз, как он работал в своей мастерской над этой пресловутой тиарой». К Рухомовскому ринулись корреспонденты. Газета Figaro напечатала следующую телеграмму из Одессы от 25 марта: «Гравер Израиль Рухомовский категорически заявил, что он сделал тиару, заказанную ему в 1895 году одним жителем Керчи и попавшую впоследствии в Лувр. Рухомовский готов ехать в Париж, если на поездку ему будет выдано 1200 франков». «Вероятно, у Лувра найдется 1200 франков, — писала Figaro, — чтобы установить происхождение предмета, за который заплачено несколько сот тысяч…» В то же время художник Элин Майенс публично признался, что свое заявление сделал ради шутки и к тиаре Сайтоферна не имеет никакого отношения. При этом высказал надежду на то, что ему эту шутку простят — ради истины, которую удалось открыть. Французское консульство в Одессе финансировало путешествие Рухомовского, и 5 апреля 1903 года он прибыл в Париж. В качестве доказательства привез с собой модели, рисунки и формы тиары. Хотя Рухомовского «засекретили», поселив под вымышленной фамилией, репортеры быстро пронюхали его местонахождение. Журналисты держали публику в курсе малейших событий, описывая внешность новой знаменитости, его одежду, привычки и даже меню. А один богач предложил администрации Лувра 250 тысяч франков за тиару, но только в том случае, если та окончательно будет признана «настоящей фальшивкой». Луврская комиссия приступила к расследованию. После проведенного эксперимента — когда одессит по памяти, в закрытом помещении и в полной изоляции смог создать абсолютно идентичный фрагмент тиары, — комиссия пришла к выводу: экспертизу можно считать оконченной. А Рухомовский рассказал, что неизвестный господин из Керчи заказал ему тиару якобы в качестве подарка на юбилей какому-то видному ученому. Этот же господин и снабдил ювелира необходимыми историческими материалами. Из которых Рухомовский и черпал сюжеты для создания своего шедевра. Он работал над ним более семи месяцев и получил 1800 рублей. Рухомовский стал знаменит. Его тиару выставили в отделе современного искусства Лувра с надписью: «Сделал Рухомовский». 26 мая 1903 года в Париже состоялось присуждение наград французской секции декоративных искусств. Именно Рухомовский единогласно был отмечен золотой медалью. После этого на одессита как из рога изобилия посыпались заказы от лучших ювелирных и граверных заведений Франции. Тем не менее Рухомовский вернулся в Одессу. Его ювелирная мастерская не имела вывески, поскольку владелец не обладал необходимым капиталом для получения патента купца третьей гильдии. В 1905 году началась революция, которую жестоко подавили, в разных городах, включая Одессу, происходили eврeйские пoгрoмы. Рухомовский с семьей все-таки уехал в Париж, где работал в реставрационных мастерских Лувра, вскоре познакомился с банкиром и филантропом бароном Эдмоном де Ротшильдом. «Счастье улыбнулось мне. Словом, повезло, — вспоминал Рухомовский. — Я получил хорошего клиента, а Ротшильд — хорошего мастера. Мы нашли друг друга: он — красивую работу, а я — хороший заработок». Позже он сделал еще одну тиару — миниатюрную копию тиары царя Сайтоферна. Она пополнила экспозицию музея Фаберже. На центральном фризе высотой 13 миллиметров и окружностью 65 миллиметров, мастеру удалось изобразить 39 фигур людей и животных. Еще одна работа Рухомовского, находящаяся в собрании музея Фаберже, — это кулон в виде тиары Сайтоферна. На нем переданы сцены жизни скифов, прообразом которых стали изображения на большой тиаре. Поражает размер ювелирного изделия, его высота — всего 15 миллиметров. На маленькой площади автор скомпоновал 20 персонажей, 10 растительных орнаментов и фризовую надпись… Третьим редчайшим и самым ценным предметом в коллекции музея Фаберже является колье со сценами античной жизни. Таким образом пришла мировая известность к нашему соотечественнику, умершему в Париже в 1936 году. Ювелир очень гордился сыновьями и считал, что в мастерстве они превзошли отца. Сегодня потомки Рухомовского живут в США, Израиле и Франции, и среди них много известных ювелиров, художников и литераторов. Тем не менее созданная главой семьи тиара признана выдающимся произведением искусства. Спустя почти сто лет, летом 1997 года, тиара Сайтоферна наряду с еще 70 уникальными произведениями Рухомовского из музеев и частных коллекций Парижа экспонировались в одном из музеев Израиля. Там же был выставлен другой шедевр ювелира — «Сaркофаг со скeлeтом». Девять лет трудился над ним автор, задавшись целью выразить мысль о бренности нашей жизни и земного счастья, о «суете сует». В золотом миниатюрном сaркофаге со сценами, символизирующими разные этапы человеческой жизни, помещался скeлeт длиной около 10 сантиметров, состоявший из 167 золотых костей, в точности имитирующих натуральный человеческий скeлeт. На выставке в Париже в 1903 году за эту работу Израиль Рухомовский был награжден золотой медалью. В апреле 2013 года уникальный «скeлeт» (который, как стало известно, ювелир создал по заказу известного одесского нaлетчика Мишки Япончика) ушел с молотка за 365 тысяч долларов на аукционе Sotheby’s. А год спустя, в апреле 2014-го, в Одессе на доме по улице Осипова, где жил и работал выдающийся мастер, открыли мемориальную доску. Фото: Александр ЛЕВИТ Фото на главной: worldfortravel Источник: Александр ЛЕВИТ

Источник: https://likeni.info/afera-veka/
Оставить комментарий

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи!

Поделись этим материалом с друзьями в своей социальной сети!

Вы можете войти при помощи любой из социальных сетей:

Забыли пароль?

Картинка с кодом валидации

Вы можете зарегистрироваться при помощи любой из социальных сетей:
Забыли пароль? Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля.

Картинка с кодом валидации

Вернуться на страницу входа

Закрыть