Почему СМИ искажают образ пожилого человека в нашей стране? Почему людей старше 40 лет уже причисляют к категории неперспективных работников? В чем корни российского эйджизма: в страхе смерти, экономической нецелесообразности, политической незаинтересованности? >>>
Ответы на эти вопросы крайне важны: во-первых, потому, что пора уже изменить отношение к старшему возрасту, который в нашем обществе как будто живет сам по себе, и вызывает у тех, кто помоложе, неприятие, а иногда и страх. «Живи быстро, умри молодым» - эта порочная формула распространилась в умах, как компьютерный вирус, и отнимает у нового поколения его будущее, а это будущее, на самом деле, возраст второй половины жизни – 50, 60 лет и старше.
А во-вторых, надо признать, что как бы ни была эфемерна «четвертая власть», т.е. СМИ, – влияние mass media на умы и настроения в обществе достаточно серьезно, и поэтому им придан, хотя и метафорический, но все же смысл: «власть». И «власть» эта навязывает нам образ убогих и нищих пожилых.
К сожалению, приходится признать, что людей, живущих на грани – и за гранью – бедности в России сегодня порядка 22 млн.человек, и большая их часть – пожилые люди. Но бедные – не значит опустившиеся маргиналы. Должны ли СМИ и общественность привлекать внимание к таким людям? Безусловно, да. Социальные службы, здравоохранение, волонтеры, некоммерческий сектор – все должны помогать тем, кто сломлен обстоятельствами жизни, старостью и болезнью.
Однако, если говорить только и исключительно о нищете, которая, как это пытаются нам представить, является неотъемлемой частью старшего возраста, - это означает отнять у молодых людей их жизненную перспективу.
Вместе с тем попытки «пробиться» в эфир или на полосы популярных изданий с позитивными материалами о людях старшего возраста – большая проблема.
«Даже когда мы предлагаем публиковать истории прекрасных людей, интересные вещи о том, как они преодолевают возраст, насыщают нашу жизнь высокими достижениями, мы наталкиваемся на стену, - рассказывает Мария Морозова. - Мы не просим сообщать о нашем благотворительном фонде, нам не нужен пиар – только расскажите об этих пожилых людях. Но дверь так и остается закрытой».
Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, в течение пяти лет сталкивается с подобным отношением масс медиа. Об этом шла речь на круглом столе, посвященном проблемам эйджизма http://www.pencioner.ru/news/eydzhizm-diskriminaciya-po-vozrastnomu-priznaku . Отказ в редакциях мотивируют так: не наш формат, не наша тема, это противоречит редакционной политике; нашим читателям это неинтересно.
Одна из причин, по мнению Марии Морозовой, – культ молодости, который процветает не только в России, но и на западе. Культ молодости – продукт стремительного интеллектуального прогресса. Новые технологии и инновации появляются так быстро, и так, почти мгновенно, сменяют друг друга, что овладевать ими – это привилегия молодых людей.
Другая причина, более специфическая для России, заключается в том, что наши пожилые люди в массе своей не являются интересным потребителем для маркетологов и для бизнеса. Считается, что покупательные способности в старшем возрасте снижаются.
На самом деле это далеко не так. Рост пенсий, пусть и небольшой, и, главное, их стабильность привели к тому, что наши пожилые люди уже давно перестали быть маргиналами, а некоторые пенсионеры могут позволить себе выйти за рамки необходимого потребления – например, купить современную бытовую технику, отправиться в турпоездку и т.д.
Более того, мы совсем не учитываем перспективу, обратила внимание М.Морозова: ведь к 2030 году примерно третья часть населения должна будет достигнуть пенсионного возраста. С этой категорией нельзя уже будет не считаться – и всему обществу, и СМИ в первую очередь. Но пока – грядущая реальность не затронула умы молодых руководителей прессы и рекламных агентств.
В последние десятилетия произошел поворот в отношении к пожилым. «Человечество очень долго боролось за увеличение продолжительности жизни, - рассуждает Мария Андреевна. – И когда пожилых людей было мало – они были невероятно уважаемы в обществе, они были хранителями опыта, в т.ч. профессионального. Они были экономически влиятельными людьми, которые до конца жизни сохраняли право на собственность, и только впоследствии она переходила к молодым родственникам». Она напомнила образ князя Болконского из романа «Война и мир»: несмотря на чудачества князя, вся семья бесконечно его уважала, боялась и должна была с ним считаться.
Сейчас это не так. В постиндустриальном мире мы можем говорить только о человеческих отношениях, о семейных связях, заметила руководитель благотворительного фонда. Борьба за продление жизни обернулась дискриминацией пожилых. Растет демографическое и экономическое давление на социальную и пенсионную систему, на здравоохранение. Не только в России, но и в других странах увеличение населения старшего возраста становится серьезной проблемой. И все настойчивее возникает вопрос: как использовать ресурс стареющего общества?
Недостаточно продлить жизнь – существование человека в постоянном болезненном состоянии является тяжелым бременем и для него, и для его семьи. Поэтому прогрессивный подход – это обеспечить продолжительность здоровой жизни, - подчеркивает М. Морозова. Здесь требуется очень серьезная перенастройка многих систем, в том числе экономических.
Она привела примеры эйджизма, который глубоко въелся в сознание людей. Первый. Пожилая женщина, моложавая, энергичная, ведет активный образ жизни. Между тем на приеме врач спокойно сообщает ей: вам не нужно проходить такое-то обследование, потому что вы перешагнули возраст дожития… Еще один показательный пример. Во время беседы в службе занятости Санкт-Петербурга сообщают, что трудоустроить пожилых людей могут только на вакансии «гардеробщик» и «расклейщик афиш». На замечание, что в Санкт-Петербурге пожилых людей интеллигентных профессий немеряно, и им можно было бы найти соответствующую работу, - отвечают: «Вы знаете, мы об этом как-то не подумали»…
Однако есть и просветы. Они связаны с тем, что бизнес-элита, руководители разных уровней, представители индустрии развлечений начинают и сами подходить к старшему возрасту – они или их родители. В свое время тяжело пробивала себе дорогу тема детей-аутистов, а теперь, когда особенные дети появились у нашей элиты, эта тема перестала быть узко специальной. То же самое происходит и с темой, посвященной старшему поколению, подчеркнула М. Морозова.
Впрочем, даже не так важно, «как» - важно любое движение навстречу. Мы, к сожалению, забываем, что пожилые люди являются носителями исторической памяти, причем знают все из первых рук. «Мы сейчас ломаем копья на тему того, как преподавать историю, что там пропаганда, что было, чего не было. Есть ощущение манипуляции через историю, - поделилась своими мыслями М.Морозова. - Мне кажется, что надо быть особенно внимательными к людям, которые сохраняют реальную память о событиях, которые сохраняют исторические документы уходящей эпохи. Ведь это неоценимый источник подлинного знания».
С сайта pencioner.ru