Российские новогодние игрушки от фабрики «Елочка»
Фабрика «Елочка», старейшее российское предприятие по производству стеклянных елочных игрушек, в своем нынешнем виде была создана в советское время. Но артели, на базе которых сформировалось предприятие, существовали в этом районе еще до революции.
Сам стекольный промысел в Клинском районе ведет свою историю с 1848 году, когда наследники знаменитого сподвижника Петра I Александра Меньшикова устроили у себя в имении стекольный завод. Предприятие просуществовало не очень долго, но искусство обращения со стеклом успело прижиться у местных крестьян. Те начали кустарно делать популярные в народе стеклянные бусы и другие украшения, а затем перешли и на елочную игрушку. Хотя до революции стеклянные украшения для елки были дороги и считались роскошью.
Иван Ерофеев
В самом Клину сегодня находится знаменитый Музей елочной игрушки «Клинское подворье» (в декабре и январе помещение доступно по предварительной записи). А фабрика расположена по соседству, в небольшом тихом Высоковске. До него от Клина — 10 минут на такси или около 20 минут — на рейсовом автобусе.
Иван Ерофеев
«Елочка» относится к предприятиям народных промыслов, таким как лаковые миниатюры, гжель или знаменитые фарфоровые заводы. Поэтому большая часть операций на производстве выполняется вручную. Национальное достояние — это не только нефть, но и эти обычно небольшие предприятия, разбросанные по всей стране.
Иван Ерофеев
Фабрика работает круглый год. Большую его часть — в спокойной режиме «про запас». «Горячий сезон» начинается на предприятии в ноябре и заканчивается в январе. В эти месяцы фабрику можно посетить с экскурсией.
Сегодня здесь делают только стеклянные игрушки. В сложные времена в СССР переходили на производство украшений для елки из папье-маше или картона. У многих из нас еще остались все эти пингвины, петушки и лисички. Но сейчас навык их производства утрачен. А выпускать пластмассовые игрушки бессмысленно — ими и так завалены прилавки всех магазинов.
Сегодня здесь делают только стеклянные игрушки. В сложные времена в СССР переходили на производство украшений для елки из папье-маше или картона. У многих из нас еще остались все эти пингвины, петушки и лисички. Но сейчас навык их производства утрачен. А выпускать пластмассовые игрушки бессмысленно — ими и так завалены прилавки всех магазинов.
Иван Ерофеев
Рождение елочной игрушки в стеклодувном цехе
Мастер нагревает заготовку из медицинского стекла с помощью газовой горелки и делит на несколько частей. Обычно из одной заготовки получается две-три игрушки.
Затем каждую часть нагревают до полного размягчения и придают ей форму. Эта операция — одна из самых сложных во всем цикле и требует от мастера виртуозного владения дыханием. Например, шарик нужно сформировать за один выдох, иначе идеальной сферы не получится.
Игрушки более сложной конфигурации — зайчиков, снегурочек или шишки — делают с помощью металлических форм, в которые помещают размягченную стеклянную заготовку. Разумеется, все тоже делается за один выдох. Такие формы — самая большая ценность предприятия. Сегодня их изготовление доверяют только одному мастеру, которого охраняют, как большой военный секрет.
Мастер нагревает заготовку из медицинского стекла с помощью газовой горелки и делит на несколько частей. Обычно из одной заготовки получается две-три игрушки.
Затем каждую часть нагревают до полного размягчения и придают ей форму. Эта операция — одна из самых сложных во всем цикле и требует от мастера виртуозного владения дыханием. Например, шарик нужно сформировать за один выдох, иначе идеальной сферы не получится.
Игрушки более сложной конфигурации — зайчиков, снегурочек или шишки — делают с помощью металлических форм, в которые помещают размягченную стеклянную заготовку. Разумеется, все тоже делается за один выдох. Такие формы — самая большая ценность предприятия. Сегодня их изготовление доверяют только одному мастеру, которого охраняют, как большой военный секрет.
Иван Ерофеев
На этом этапе каждая игрушка еще имеет по два технических «усика» — остатки стеклянной заготовки. Один обычно удаляют сразу или закручивают в петельку. Второй убирают только в самом конце, на финальной сборке. А до этого он будет помогать мастерам окрашивать и расписывать игрушку.
Стеклодув — профессия сложная и тяжелая. За день мастер может изготовить не более 200 игрушек. Многие работники со временем переходят на другие участки производства, например, на сборку.
Сегодня на фабрике работает около двухсот человек. Подавляющее большинство — женщины. Мужчин, как и во многих других сферах, отпугивают не самые высокие зарплаты.
Стеклодув — профессия сложная и тяжелая. За день мастер может изготовить не более 200 игрушек. Многие работники со временем переходят на другие участки производства, например, на сборку.
Сегодня на фабрике работает около двухсот человек. Подавляющее большинство — женщины. Мужчин, как и во многих других сферах, отпугивают не самые высокие зарплаты.
Екатерина Кулиничева
Иван Ерофеев
Следующий этап — металлизация
Сюда отправляют игрушки, которые не должны оставаться прозрачными. Металлическое покрытие дает изделию хорошо знакомый праздничный блеск и помогает краске лучше ложиться. Некоторые изделия обрабатывают частично — так появляются знакомые всем комбинированные шарики или шишечки, половина которых остается прозрачной.
Сюда отправляют игрушки, которые не должны оставаться прозрачными. Металлическое покрытие дает изделию хорошо знакомый праздничный блеск и помогает краске лучше ложиться. Некоторые изделия обрабатывают частично — так появляются знакомые всем комбинированные шарики или шишечки, половина которых остается прозрачной.
Иван Ерофеев
Металлизация — единственная механизированная операция цикла. Игрушки партиями загружают в специальные машины, где она проводят полтора-два часа. Внутри натянуты нити с металлической фольгой. В процессе она испаряется и после вдувания воздуха оседает на предметах.
Иван Ерофеев
Иван Ерофеев
Третий этап — окрашивание
Здесь используются нитролаки, нитроэмали и другие материалы. Покрытие лаком происходит в специальных кабинах, где под вытяжкой находится емкость с материалом. Каждую игрушку погружают в краску вручную: делать это нужно постепенно, одновременно вращая изделия, чтобы оно не увлекло за собой воздух. Если воздух останется под пленкой в виде пузырьков, он может и испортить покрытие.
После лакирования игрушки устанавливают строго вертикально в лотки с песком, чтобы на поверхности не было затеков.
Здесь используются нитролаки, нитроэмали и другие материалы. Покрытие лаком происходит в специальных кабинах, где под вытяжкой находится емкость с материалом. Каждую игрушку погружают в краску вручную: делать это нужно постепенно, одновременно вращая изделия, чтобы оно не увлекло за собой воздух. Если воздух останется под пленкой в виде пузырьков, он может и испортить покрытие.
После лакирования игрушки устанавливают строго вертикально в лотки с песком, чтобы на поверхности не было затеков.
На фабрике очень много зелени, не только искусственной, в виде елочек, но и настоящей: цветов и домашних растений.
Наконец, роспись!
Именно здесь елочные игрушки приобретают детали, которые заставляют нас подолгу рассматривать каждую вещь, улыбаться и хранить ее поколениями.
Именно здесь елочные игрушки приобретают детали, которые заставляют нас подолгу рассматривать каждую вещь, улыбаться и хранить ее поколениями.
Рабочее место каждого мастера — небольшое и заполнено в основном необходимыми для работы вещами. Но и здесь находится место для дорогих каждому мелочей.
Иван Ерофеев
Дизайн каждой игрушки сначала разрабатывает группа художников, а затем утверждает художественный совет. Только после этого изделие запускают в производство.
Каждый мастер в цехе росписи получает образец, в строгом соответствии с которым и декорирует шарики, фигурки или шишки. Мастера, занимающиеся росписью игрушек, обычно проходят обучение и набивают руку прямо на фабрике. Здесь с грустью признаются, что, как и на многих других предприятиях художественной промышленности в нашей стране, большого конкурса нет — сказываются не самые высокие зарплаты. Поэтому принимают всех желающих, у кого есть хотя бы с минимальные художественные навыки.
Каждый мастер в цехе росписи получает образец, в строгом соответствии с которым и декорирует шарики, фигурки или шишки. Мастера, занимающиеся росписью игрушек, обычно проходят обучение и набивают руку прямо на фабрике. Здесь с грустью признаются, что, как и на многих других предприятиях художественной промышленности в нашей стране, большого конкурса нет — сказываются не самые высокие зарплаты. Поэтому принимают всех желающих, у кого есть хотя бы с минимальные художественные навыки.
В ход идут краски и металлический блестящий порошок, которые дает не только интересные декоративные эффекты, но и фактуру. Сначала нужные части покрывают специальным клеем, а затем с помощью обычной чайной ложки посыпают изделие блестками, которые скатываются с гладкого стекла и остаются только в нужных местах.
Все приемы росписи и их последовательность разработаны так, чтобы по возможности увеличить производительность труда. Например, сначала у всей партии делается подмалевок, затем прорисовываются детали. Это ручной труд, но ведь обеспечить игрушками нужно всю страну и не только. «Елочка» отправляет заказы и за рубеж, например, в Аргентину и США.
Все приемы росписи и их последовательность разработаны так, чтобы по возможности увеличить производительность труда. Например, сначала у всей партии делается подмалевок, затем прорисовываются детали. Это ручной труд, но ведь обеспечить игрушками нужно всю страну и не только. «Елочка» отправляет заказы и за рубеж, например, в Аргентину и США.
К стендам «Елочки» на ярмарках и выставках часто приходят в надежде найти любимую с детства, но разбившуюся игрушку. Поэтому на фабрике время от времени снова запускают в производство игрушки по старым моделям. Например, этот мишка на дереве (с небольшими цветовыми изменениями — теперь он золотой) переехал в современный ассортимент из середины XX века.
Помимо игрушек, которые поступают в широкую продажу, «Елочка» выпускает и коллекционные экземпляры премиального сегмента. Например, этот набор «Времена года». Такие игрушки более трудоемки: у них сложнее форма, тоньше декор, а тираж — заметно ниже. Оттого и найти их в продаже значительно сложнее.
Кроме того, на фабрике часто исполняют заказы предприятий и организаций. Стать обладателем эксклюзивных елочных игрушек, при желании, может любой. Единственное условие — достаточно большой размер заказа, от 300 штук.
Кроме того, на фабрике часто исполняют заказы предприятий и организаций. Стать обладателем эксклюзивных елочных игрушек, при желании, может любой. Единственное условие — достаточно большой размер заказа, от 300 штук.
Коллекционная новинка этого года — лимитированная серия «Музыкальная сказка», выпущенная специально к отмечаемому в 2015 году 175-летию Петра Ильича Чайковского. Знаменитый композитор провел в Клину последние годы жизни (здесь находится его дом-музей), написал здесь свой балет «Щелкунчик». Эта сказка — одна из самых знаменитых и популярных рождественский историй в мире.
Сегодня знаменитый композитор стал в городе элементом уличной культуры. Изображения самого Чайковского и его персонажей здесь украшают, например, брандмауэры домов.
Сегодня знаменитый композитор стал в городе элементом уличной культуры. Изображения самого Чайковского и его персонажей здесь украшают, например, брандмауэры домов.
Наконец игрушка поступает в цех монтажа и сборки
Мастер удаляет «усик», на месте которого появляется крепеж-прищепка или колечко. После этого игрушки отправятся в коробки, а потом разъедутся в магазины и на ярмарки.
Мастер удаляет «усик», на месте которого появляется крепеж-прищепка или колечко. После этого игрушки отправятся в коробки, а потом разъедутся в магазины и на ярмарки.
Одной из самых сложных (и более дорогой) является так называемая монтажная игрушка: самолетики, звезды, мельницы и снежинки, состоящие из множества тонких стеклянных трубочек с мини-балясинами. Выдуть и собрать такую игрушку — особенный навык, которым владеют редкие мастера.
Когда-то монтажные изделия были очень популярны: например, в Музее елочной игрушки хранятся потрясающие воздушные шары XX века, выполненные в этой технике. А сегодня это, скорее, редкий образец ретро-стилистики. Несколько таких самолетиков — и новогодняя елка получается точно как из детства
Когда-то монтажные изделия были очень популярны: например, в Музее елочной игрушки хранятся потрясающие воздушные шары XX века, выполненные в этой технике. А сегодня это, скорее, редкий образец ретро-стилистики. Несколько таких самолетиков — и новогодняя елка получается точно как из детства
С сайта houzz.ru