Мало кто задумывается о том, что сексуальность в 70 лет выглядит иначе, чем в 18-20. О том, как показать красоту женщины в возрасте при помощи фотокамеры, рассказала фотограф Инна Шолпо.
Фотограф Инна Шолпо
В библиотеке им. К.А. Тимирязева открылась фотовыставка Инны Шолпо «Женщина. 40+». Автор экспозиции, специалист по методике преподавания литературы, взяла в руки профессиональную фотокамеру всего шесть лет назад, когда сама была в возрасте «50+». Фотомоделями стали дамы от 42 до 86 лет.
По словам Шолпо, проект был задуман в 2013 году. Его цель — продемонстрировать особенную красоту женщин в возрасте. Фотограф объяснила, почему ей интересны именно модели старше 40 — на их лицах уже можно прочитать историю — ее лепит сама жизнь. Фотограф уверена, что если к 40-50 годам женщина не превращается в «тетку», то она становится прекрасней и сексуальней, чем была в молодости. Обретает свободу от стереотипов, от чужого мнения. Ей уже не так важно, кто и что будет говорить. Женщина перестает бояться быть собой.
В Сети можно наткнуться не на один фотопроект, посвященный женщинам в возрасте. Но, как объясняет Шолпо, все это не то. Часто фотографы просто пытаются показать сексуальную привлекательность пожилых женщин. В итоге тетенек в 70-80 лет одевают в кружевное белье и снимают «в позах развратных проституток, где красоты нет». О том, что сексуальность в 70 лет выглядит несколько иначе, чем в 18-20, мало кто задумывается.
Все съемки проходили не в студии, а в «естественной среде» — в парках, в транспорте, на петербургских улицах, в кафе и квартирах. Никакого использования фоторедактора, никакой ретуши и коррекции морщин. Единственное условие — все фотографии должны быть черно-белые. На выставке Инна Шолпо в рамках проекта «Лучшая половина жизни» ответила на несколько вопросов корреспондента «Росбалта».
— Инна, в названии вашей выставки четко обозначена граница «40+». Вы считаете, что до сорока лет на лице женщины нельзя прочитать историю жизни? Чем обусловлен интерес именно к бальзаковскому возрасту?
— Я ведь и сама в какой-то мере человек пожилой. Да, бывают красивые, интересные, неординарные молодые лица. На них изображена какая-то история, но я, наверное, не могу ее прочитать. Я вовсе не говорю о том, что молодых неинтересно снимать. Но для этого требуется какой-то иной подход. Да и исключения бывают везде. И в сорок лет женщина может превратиться в тетку с историей, но эту историю лучше не читать. Да и у молодых бывает ранняя зрелость.
— А разве можно узнать «историю» незнакомого человека за несколько часов съемки? Как можно расшифровать жизненный путь за столь короткое время?
— Все-таки большинство моделей — это мои подруги, подруги подруг, знакомые знакомых. Незнакомцы редко соглашаются на подобные эксперименты. Но ведь и подноготную подруг иногда на самом деле не знаешь. Как правило, в начале съемки модель начинает спрашивать: «Как мне сесть, какое выражение лица принять, что изобразить?» Я пытаюсь не руководить. Мне важно, чтобы человек чувствовал себя естественно, чтобы он забыл обо мне. Начинаем болтать. Человек начинает рассказывать о своей жизни. Тут мне важно поймать тот момент, когда он сосредоточен на себе, на своих мыслях, когда он не играет. Это очень важно. Все ведь склонны играть в своей жизни. При этом у меня нет задачи обязательно сфотографировать женщину в халате без грима. Важно то, что естественно для модели. Если модель — пожилая актриса, то почему я должна лишать ее шляпок и драгоценных украшений? Самые незакомплексованные подруги сняты в неглиже.
— Разве прежде фотографы не пытались изобразить в портретах внутренний мир человека?
— Мой идеал — француз Анри Картье-Брессон. Именно его не стрит-фотография, а портреты. Он каждого человека пытался погрузить в его собственный внутренний мир. Еще до знакомства с Брессоном я интуитивно понимала, что хотела того же самого. Мне важно, чтобы человек остался наедине с самим собой. Важно схватить его внутреннее молчание. Бывает ведь, что модели во время съемок смотрят куда-то в сторону или прямо на тебя. Мне же надо, чтобы они смотрели сквозь меня.
— Есть гендерный принцип отбора? Почему на выставке только женские фотографии?
— Просто я лучше женщин знаю и понимаю. При этом существует множество мужчин, которых я с удовольствием снимаю.
— Не было негативной реакции на ваши работы?
— Я всегда говорю моделям, что, если что-то не нравится, то работы публиковаться не будут. Конечно, не все приходят в восторг от работ. Но тем не менее они принимают свое изображение таким, какое оно получилось. Делают для себя определенные выводы.
— Почему именно в 2013 году вам вдруг захотелось взяться за проект, посвященный женщинам в возрасте?
— Я ведь филолог. Долго работала на кафедре методики преподавания литературы. Являюсь автором школьных учебников. Но когда мне стукнуло 50, я решила для себя: «А пошло оно все! Я хочу писать художественные книги, а не методические. Я хочу фотографировать». Начинала с банальной «мыльницы». Потом у меня появилась профессиональная техника. Сперва я фотографировала подруг. Потом стала проводить коммерческие фотосессии. Делала, что называется, красиво. Потом поняла, что в шляпках, гламуре и «фотошопе» есть своя прелесть, но есть вещи гораздо интереснее. Появилась мысль о проекте «Женщина. 40+».
— Насколько легко было вам, человеку в возрасте, войти в фототусовку?
— Я бы сказала, что писательская тусовка более закрыта, чем фото. В ней каждый писатель, но не всякий читатель. Чтобы что-то рассказать о книжке, надо сначала ее прочесть. На фотовыставки приходит более демократичная публика. Посмотрел на фотографию две минуты — и какое-то мнение сложилось. Другое дело, что не надо ни в какие тусовки специально стараться попасть. Надо делом заниматься. Да, я гуманитарий. Дело с техникой у меня обстоит не лучшим образом. Матчасть дается очень тяжело. Опять же пресловутый «птичий язык» — множество технических терминов. Но, если захотеть, то все потихоньку можно освоить. Не надо торопиться. Есть профильная литература, есть сайты, на которых можно получить совет, рекомендации. Все придет, но постепенно. Я свой путь фотографа только начинаю.
Беседовал Александр Калинин
С сайта rosbalt.ru